Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях в соответствии с ФГОС

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 

4

Классификация нарушений и особые образовательные потребности слепых и слабовидящих обучающихся

5

Рекомендации по вопросам кадрового обеспечения реализации адаптированных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ

Рекомендации по совершенствованию материально-технического и информационного обеспечения реализации адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ                                                      

Рекомендации по реализации офтальмо-гигиенических требований в образовательной организации

Рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС

Особенности реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС

Модель выпускника с нарушением зрения

 

8

 

 

 

11

 

14

 

17

 

 

 

 

Введение

 

 

Результатом реализации нормативно – правовых требований реализации ФГОС должно стать создание специальной среды в образовательных учреждениях, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с нарушением зрения, открытой для его родителей (законных представителей) и гарантирующей следующие возможности:

  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

  использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;

  адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы, и родителей (законных представителей);

  индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с нарушением зрения;

  целенаправленного развития способности детей с нарушением зрения к коммуни­кации и взаимодействию со сверстниками;

  выявления и развития способностей обучающихся с нарушением зрения через си­стему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  включения детей с нарушением зрения в доступные им интеллектуальные и твор­ческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;

  включения детей с нарушением зрения, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

  использования в образовательном процессе современных, научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с нарушением зрения;

Нами представлены методические рекомендации для руководителей, учителей и специалистов ОУ по созданию специальных условий при включении детей с нарушениями зрения в образовательное учреждение.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в 273-ФЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания общеобразовательных организаций, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися выше обозначенной категории.

           В ФГОС НОО ОВЗ требования к условиям получения образования представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения:

·          кадровое обеспечение,

·          финансовое обеспечение,

·          материально-техническое обеспечение.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), нравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

 

 

I.                     Классификация нарушений и особые образовательные потребности слепых и слабовидящих обучающихся

 

В зависимости от сохранности остроты зрения среди детей с нарушениями зрения можно выделить несколько групп, характеризующихся разными зрительными возможностями, разными способами восприятия учебного материала и ориентации в пространстве.

В зависимости от степени зрительных нарушений и способов восприятия учебного материала различаются следующие группы:

а) слепые и практически слепые (так называемые частично видящие) дети с остротой зрения в пределах от 0 до 0,04 с коррекцией стеклами на лучшем глазу.

Эти дети имеют незначительное остаточное зрение или совсем ничего не видят. Во время занятий они пользуются в основном тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля. Обучение этих детей в основном осуществляется с помощью осязания и слуха.

Часть из них при чтении и письме опираются на остаточное зрение. Наряду с этим, если им позволяет зрение, они овладевают, при определенных условиях, зрительным способом чтения и письма укрупненного черно-белого шрифта. Однако остаточное зрение не является достаточно устойчивым и надежным. Оно может обеспечить правильность и необходимую скорость восприятия обычного плоскопечатного шрифта лишь при использовании осязания.

Во время занятий слепые и частично видящие пользуются специальными и учебными пособиями (изданными по системе Брайля), специальными техническими средствами, необходимым дидактическим материалом. Частично видящие пользуются и оптикой. Все это позволяет овладевать приемами осязательного и зрительного чтения и письма, облегчающими рациональное использование и охрану остаточного зрения;

Все это затрудняет зрительное восприятие учебного материала. Они нуждаются в соблюдении регламентированной зрительной нагрузки и мероприятиях по охране и рациональному использованию неполноценного зрения во время занятий.

При обучении этих детей применяется система специальных технических и оптических средств (накладные ортоскопические, строчные лупы и др.), используемых с целью коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых функций. Однако их зрение является недостаточно устойчивым. При неблагоприятных условиях оно ухудшается. В связи с этим также учащиеся нуждаются в облегченном режиме зрительной нагрузки, в умелом чередовании деятельности, труда и отдыха;

в) слабовидящие дети с остротой зрения от 0,01 до 0,04 с коррекцией оптическими стеклами на лучшем глазу.

При наличии определенных условий они свободно читают с помощью зрения, пишут, зрительно воспринимают предметы, явления и процессы действительности, зрительно ориентируются в большом пространстве. В связи с необходимостью применять специальные методы и технические средства обучения, соблюдать определенные гигиенические требования, такие дети также обучаются в специальных школах слабовидящих. Однако некоторые из них при обеспечении необходимых условий в состоянии успешно обучаться в массовой школе;

г) дети с остротой центрального зрения 0,4-0,5 и выше с коррекцией оптическими стеклами.

У этих детей не отмечаются выраженные вторичные отклонения в психическом развитии. Такие дети подлежат обучению в обычных условиях массовой школы. Однако по отношению к ним должен соблюдаться некоторый щадящий режим.

При обучении в массовой школе слабовидящие дети испытывают ряд трудностей: трудности узнавания характерных внешних признаков предметов из-за нечеткости и замедленности восприятия; трудности в различении строк, сходных по написанию букв и цифр, ведущие к невозможности овладения счетом и чтением. В обычной школе слабовидящие дети не видят написанного на доске, изображений на таблицах. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что способствует дальнейшему снижению зрения, а также снижению умственной и физической работоспособности. При обучении в школе для слабовидящих используются специальные оптические средства: телескопические очки, контактные линзы, лупы, проекторы, повышенная освещенность, учебники с крупным шрифтом.

Таким образом, в зависимости от разной степени нарушения остроты центрального зрения учащиеся пользуются разными способами восприятия учебного материала, что предполагает применение дифференцированных форм их обучения в специальной школе для слабовидящих и в массовой школе.

Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения весьма разнообразны и имеют определённые внутригрупповые отличия (в зависимости от степени нарушения зрительного анализатора). Общим для всех детей с нарушением зрения является недоразвитие сферы чувственного познания. Кроме того, прослеживаются трудности формирования двигательных навыков. Своеобразие физического развития проявляется в нарушении координации, точности, объема движений. Это осложняет формирование личности, овладение навыками пространственного ориентирования (в макропространстве и на микроплоскости), обусловливает возникновение формализма и вербализма знаний, снижение двигательной и познавательной активности.

Специфические (особые) образовательные потребности слепых детей заключаются в обогащении и коррекция чувственного опыта, формировании умений и навыков социально-бытовой ориентировки, развитии полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира, развитие коммуникативной деятельности, коррекция речевых нарушений, преодоление вербализма речи, формировании компенсаторных способов деятельности, профилактике вербализма и формализма знаний, развитии эмоциональной сферы, коррекция и профилактика возникновения негативных качеств характера и поведенческих проявлений, формировании навыков ориентировки в микро и макропространстве, коррекции нарушений двигательной сферы.

Удовлетворение указанных образовательных потребностей в условиях инклюзивной практики предусматривает проведение коррекционной работы по различным направлениям. При этом в соответствии с ФГОС основной перечень индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий включает:

- коррекционно-развивающую работу тифлопедагога в соответствии с особыми образовательными потребностями учащегося. Такого рода работа должна обеспечить слепому обучающемуся возможность освоения специальных умений и навыков, повышающих его сенсорно-перцептивные, предметно-практические, ориентировочные, двигательные, коммуникативные возможности, мобильность. Кроме того, данная работа, реализующаяся в форме индивидуальных коррекционных занятий, предусматривает развитие у детей компенсаторных механизмов, преодоление дефицитарности функций;

- коррекционно-развивающую работу специалистов в соответствии с индивидуальными особенностями (недостатками развития), требующими логопедической, педагогической, психологической коррекции;

- мероприятия по предметно-пространственной и социальной адаптации слепого учащегося с целью повышения его мобильности, самостоятельности и активности в школьной среде;

- взаимодействие с семьей (законными представителями) по вопросам коррекции и развития ребёнка, семейного воспитания, физического развития и повышения двигательной активности ученика.

Разноплановой должна быть коррекционно-развивающая работа со слепыми обучающимися в условиях инклюзивного образования. Её содержание предусматривает:

- обогащение чувственного опыта слепого обучающегося;

- коррекцию и развитие дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у слепого обучающегося;

- развитие познавательной деятельности, пространственной ориентировки, социально-бытовой ориентировки, коммуникативной деятельности, осязания и мелкой моторики, слухового восприятия и других его модальностей, остаточного зрения слепого обучающегося;

-обеспечение возможности ребёнку активно использовать освоенные компенсаторные способы, умения и навыки, восстановленные и скорректированные функции в разных видах учебной деятельности, в урочной и внеурочной деятельности, в общении с окружающими;

- коррекцию и развитие высших психических функций как компенсаторной основы отражения окружающего;

- активизацию социальных потребностей и развитие навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности и познавательных интересов, формирование эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности.

Специфические (особые) образовательные потребности слабовидящих детей предполагают:

- обогащение чувственного опыта;

- развитие познавательной деятельности;

- развитие зрительного восприятия и сохранных анализаторов;

- обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений;

- развитие познавательно и общей активности;

- повышение коммуникативной активности и компетентности;

- физическое развитие, повышение двигательной активности;

- формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве.

Индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей слабовидящих школьников в соответствии ФГОС, включают:

 - коррекцию и развитие дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических);

- развитие умений и навыков пространственной ориентировки, социально-бытовой ориентировки, коммуникативной деятельности, осязания и мелкой моторики;

- обучение активному использованию освоенных компенсаторных способов, умений и навыков, восстановленных и скорректированных зрительных функций в разных видах учебной деятельности;

- развитие навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности и познавательных интересов, формирование эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности.

Имея ввиду особые образовательные потребности детей с нарушением зрения (потребность в ранней диагностике и начале коррекционно-развивающей работы, индивидуальном и дифференцированном подходе, непрерывности коррекционного воздействия, изменении содержания образования, путей его изучения (методов, средств, форм), а также пространственно-временной организации среды обучения) и их специфические потребности существует определенная характеристика информационного и материально-технического обеспечения ФГОС с позиции обеспечения наиболее комфортных условий получения образования и коррекционно-развивающей помощи. 

 

 

II.                   Рекомендации по вопросам кадрового обеспечения реализации адаптированных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ

 

Обеспечение кадровых условий – одно из основных направление деятельности образовательной организации по внедрению ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Содержание раздела ФГОС, освещающего вопросы кадрового обеспечения, разработано с учетом Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638.

При согласовании имеющихся и необходимых для реализации ФГОС кадровых условий целесообразно пользоваться положениями вышеназванного приказа Министерства здравоохранения и социального развития. В частности, в тексте этого документа имеются следующие немаловажные установки:

Раздел 1 п.1: "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Раздел 1 п. 3, 5 и 6. Указывают на возможности в целях совершенствования организации и повышения эффективности труда перераспределения, расширения, изменения и уточнения должностных обязанностей, включенных в квалификационную характеристику определенной должности.

Раздел 1 п. 9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Уровень квалификации работников для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Должна обеспечиваться непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики.

Кадровое обеспечение предполагает междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, которые в состоянии обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку.

Остановимся на требованиях к педагогическим кадрам, задействованным в образовании слепых и слабовидящих школьников в соответствии с ФГОС.

Учителя, реализующие основную образовательную программу начального общего образования (учителя начальных классов, учителя музыки, физкультуры, рисования и другие педагоги), должны иметь образование не ниже среднего профессионального по профилю преподаваемой дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации в области инклюзивного образования и тифлопедагогики.

Учителя, реализующие программу коррекционной работы, должны иметь высшее профессиональное образование и квалификацию / степень не ниже бакалавра по одному из вариантов программ подготовки:- по направлению «Педагогика», профиль подготовки - «Образование лиц с нарушением зрения» либо по соответствующей программе;- по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки - «Тифлопедагогика» либо по соответствующей магистерской программе; по специальности «Тифлопедагогика».

Лица, имеющие педагогическое профессиональное образование по другим специальностям и профилям подготовки, для реализации программы коррекционной работы должны пройти курсы профессиональной переподготовки (не менее 250 часов) в области тифлопедагогики и курсы повышения квалификации (в объеме 72 и более часов) в области инклюзивного образования.

Тьютор должен иметь высшее профессиональное образование по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», либо по одному из его профилей (специальностей), либо пройти курсы профессиональной переподготовки по соответствующей программе.

Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: по специальности «Специальная психология»; по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной психологии. Педагог-психолог должен пройти профессиональную подготовку или курсы повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования.

Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: по специальности «Логопедия»; по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии; по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии.

При любом варианте профессиональной подготовки учитель-логопед должен обязательно пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации в области тифлопедагогики.

Для администрации, педагогов, психологов, социальных работников и других специалистов, участвующих в работе с обучающимися с ОВЗ, обязательно освоение дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения данной группы обучающихся с использованием междисциплинарных подходов. Все педагогические работники, принимающие участие в реализации АООП совместно с другими обучающимися должны пройти повышение квалификации в области организации инклюзивного образования.

Повышение квалификации может осуществляется по направлениям модернизации системы образования. Курсы повышения квалификации могут быть организованы институтами развития образования, профильными вузами регионального и федерального уровня, имеющими соответствующие лицензии. Право организации курсов повышения квалификации также имеет ряд коммерческих организаций имеющих лицензию (ст.12 и 31 Федерального закона № 273-ФЗ). В настоящее время есть возможность дистанционного участия в курсах повышения квалификации, семинарах, вебинарах и других мероприятиях.

Особое направление повышения квалификации составляют посещения специалистов различных образовательных организаций, формирование региональных, районных, методических объединений, ресурсных центров на базе ведущих специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Тематикой работы в рамках такого взаимодействия могут стать вопросы практической разработки документации, организации процесса обучения, воспитания или коррекции развития ребенка, обмен и обсуждение конкретных методических разработок. В качестве перспективного направления можно рассмотреть стажировку на рабочем месте, наставничество, обмен опытом, посещение занятий, работа в творческих парах или группах.

Приоритетными методами обучения в системе повышения квалификации кадров являются интерактивные практикоориентированные методы, где главное внимание уделяется практической отработке передаваемых знаний, умений и навыков. Возрастающий поток информации требует внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечивать высокий уровень овладения слушателями изучаемого материала и закрепления его на практике.

 

 

III.                 Рекомендации по совершенствованию материально-технического и информационного обеспечения реализации адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ

 

Согласно ФГОС для обучающихся с ОВЗ под материально-техническим и информационным обеспечением понимаются такие условия реализации АООП, которые отражают:

·          общие характеристики инфраструктуры как общего, так  и специального образования, включая параметры информационно-образовательной среды;

·          специфические характеристики организации пространства; временного режима обучения; технических средств обучения; специальных учебников, рабочих тетрадей, дидактических материалов, компьютерных инструментов обучения, отвечающим особым образовательным потребностям той или иной группы обучающихся с ОВЗ.

 

В образовательной организации для полноценного информационного и материально-технического обеспечения необходимо обратить внимание на следующие направления деятельности:

1. Анализ материально-технического и информационного обеспечения ОО, в соответствии с требованиями ФГОС, санитарными и противопожарными нормами, нормами охраны труда работников ОО, нормами охраны здоровья обучающихся; о создании в ОО информационно-образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС.

2. Изменение инфраструктуры ОО и, в связи с этим, разработку локальных актов, регламентирующих организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения; устанавливающие требования к различным объектам инфраструктуры ОО с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса (положение о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, учебно-методическом центре и пр.).

3. Разработку новой версии оформления официального сайта учреждения, в том числе и с позиции необходимости размещения на нем актуальной информации о ведении ФГОС и изменениях в работе ОО.

4. Изменение подходов к взаимодействию с родителями (законными представителями): изучение мнения родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам, связанным с введения ФГОС; включение родителей в совместную работу с учреждением по созданию комфортной среды, контролю за реализацией требований и пр., юридически полноценное оформление отношений с родителями (законными представителями) через заключение соглашений и договоров.

К специальные условия материально-технического характера относится адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG) (Приказ Министерства образования науки России от 30 августа 2013 г. № 1015).

Требования к организации пространства утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Создание специальных образовательных условий в школе начинается с организации материально-технической базы, включающей архитектурную среду (внеучебное и учебное пространство) и специальное оборудование.

Когда в школу приходит ребенок с нарушениями зрения, первая трудность, с которой он столкнется, — это затруднения в ориентации в пространстве. Поэтому для комфортного пребывания в школе ему надо помочь именно в этом. Важным условием организации пространства является безопасность и постоянство предметно-пространственной среды, что предполагает определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и другое) и оснащение в соответствии с особыми образовательными потребностями школьных помещений и территории специальными ориентирами и оборудованием (тактильные таблички, звуковые маяки и т.д.).

Стрелочные указатели, установленные на территории образовательного учреждения, показывают направление, в котором следует идти до указанного на них номера и названия корпуса. Такие же указатели устанавливаются за пределами территории в сложных условиях ориентировки (перекресток, площадь). Стрелочные указатели, устанавливаемые за территорией образовательного учреждения, выполняются в виде таблички из оргстекла размером 600х250 мм. Надпись на табличке должна быть краткой и содержать необходимую информацию. Стрелка, показывающая направление движения, располагается на табличке слева от надписи, «темные очки» — справа от надписи.

Таблички укрепляются на видных местах на высоте 2 м. Места установки табличек согласовываются в установленном порядке.

В ОО необходимо размещение в доступных местах и в адаптированной форме справочной информации  о  расписании  учебных  занятий (должна  быть    выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля).

На территории учебного заведения и за ее пределами вдоль дорожек устанавливаются бетонные бордюры высотой не менее 150 мм. Бордюр окрашивается в яркие цвета: 500 — 600 мм - в белый, 500—600 мм — в черный. Бордюры могут быть установлены по обе стороны дорожек или с одной стороны. Ширина дорожек должна быть не менее 1,5 м.

На лестничных маршах первая и последняя ступени должны отличаться от остальных фактурой поверхности и контрастным цветом. Поручни должны быть устроены по обеим сторонам лестницы и проходить по всему периметру этажной площадки, не доходя 30—40 см до дверной коробки. Разрывы в поручнях на маршах не допускаются. Обязательно нужны перила. Перила должны быть по обеим сто­ронам лестницы на высоте 70 и 90 см, для детей младших классов — 50 см.

Вдоль коридоров можно сделать поручни по всему периметру, чтобы человек, который плохо видит, мог, держась за них, ориентироваться при передвижении по школе. Еще одним способом облегчения ориента­ции инвалида по зрению внутри школы может являться разнообразное рельефное покрытие полов — при смене направления меняется и рель­еф пола. Это может быть и напольная плитка, и просто ковровые дорож­ки.

Еще одним решением проблемы передвижения по лестнице сла­бовидящего или незрячего ребенка могут быть тактильные ориенти­ры для лестниц и коридоров (обозначение наощупь). Желательно, чтобы на классных кабинетах таблички были написаны крупным шрифтом контрастных цветов или были таблички с надписью шрифтом Брайля. У входа на каждый этаж должны висеть поэтажные планы.

Таблички и надписи с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,6—1,7 м. Таблички рекомендуется изготавливать одинаковых размеров — 500X150 мм.

Текст выполняется на белой бумаге черным цветом, толщина линий 10 мм и вставляется в прозрачную пластину из оргстекла толщиной 4 мм. Надписи по Брайлю дублируют на металлическую пластинку и прикрепляют к табличке. Размер пластинки 180X40 мм. После изготовления табличку окрашивают в белый цвет, а буквы - в черный. Дверь тоже лучше сделать яркой контрастной окраски. Если двери стеклянные, то на них делаются наклейки в виде кругов желтого или красного цвета диаметром 20 см.

В школьных раздевалках учащимся со слабым зрением нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать её поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т. д. Желательно, чтобы этой зоной пользовались только одни и те же люди. Необходимо несколько раз провести ребенка к этому месту, чтобы он его запомнил.

В столовой у ребенка с нарушениями зрения должно быть свое постоянное место, которым будет пользоваться только он. Желательно также, чтобы ребятам с нарушением зрения в столовой помогали работники или дежурные.

Кабинеты должны быть оснащены мультимедийной аппаратурой (доска, компьютер c колонками и выходом в Internet, средства для хранения и переноса информации (USB накопители), принтер, сканер); музыкальными центрами с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами; дидактическим и наглядным материалом по темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы); видеотекой учебных и используемых в образовательном процессе различных видеофильмов; специальной литературой по различным разделам дефектологии.

При планировке ученических мест расстояние между рядами столов - не менее 0,6 м; между столами в ряду - не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м.

Здесь тоже важно учесть, что ученикам с нарушениями зрения необходимо создать условия для ориентации в пространстве. Для создания доступной и комфортной обстановки в классе рекомендуется оборудовать для них одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой поверхности пола. площадь ученического стола должна быть не менее 1 м ширины и 0,6 м глубины для размещения брайлевской литературы. Площадь зоны на 1 учащегося с нарушением зрения должна быть более 3 кв. м.

Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся следует разрешить пользоваться диктофоном — это его способ конспектировать. Желательно, чтобы пособия, ко­торые используются на разных уроках, были рельефными, чтобы слепой ученик смог их потрогать.

Детям с косоглазием без амблиопии следует сидеть в среднем ряду на любой парте, детям с косоглазием и амблиопией — в среднем ряду на первых партах (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске). Однако необходимо учитывать вид косоглазия. При сходящемся косоглазии ученику нужно сидеть настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения; при расходящемся косоглазии — напротив, как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения. Дети, страдающие светобо­язнью (при альбинизме и др.), должны сидеть как можно дальше от ос­вещенных окон; можно затенить их место ширмочкой. При катаракте дети успешнее работают вдали от света. Дети, страдающие глаукомой (при отсутствии светобоязни), наоборот, должны сидеть максимально близко к освещенным окнам.

IV.                 Рекомендации по реализации офтальмо-гигиенических требований в образовательной организации

 

В ОО для детей с нарушением зрения необходимо соблюдение светового режима (обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; одновременное использование естественного и искусственного освещения; возможность использования дополнительного индивидуального источника света).  Требования к уровню освещенности школьных помещений (классов, кабинетов, спортивного зала, рекреаций, комнат отдыха и других) при реализации АООП НОО в отдельных образовательных организациях должны соответствовать нормам освещения, предусмотренным для слепых обучающихся с остаточным зрением утвержденным действующим СанПиНом.

Учебные помещения оборудуются комбинированной системой общего искусственного и местного освещения. Суммарный уровень освещенности от общего и местного освещения должен составлять: для обучающихся с высокой степенью осложненной близорукости и высокой степени дальнозоркостью - 1000 лк; для обучающихся с поражением сетчатки и зрительного нерва (без светобоязни) - 1000-1500 лк; для обучающихся со светобоязнью - не более 500 лк.

Слабовидящие школьники, наклоняясь при чтении и письме, затеняют рабочую поверхность, освещенность страницы при этом снижается. Поэтому необходимо оперативно устранить факторы, негативно влияющие на состояние зрительных функций- это недостаточный уровень освещенности рабочей зоны, наличие бликов и другое. Уровень освещенности рабочего места слепого обучающегося с остаточным зрением должен быть увеличен (по рекомендации врача-офтальмолога) за счет оборудования рабочего места индивидуальным источником света.

На окнах устанавливаются регулируемые солнцезащитные устройства (жалюзи, тканевые шторы и т. п.) для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей. Не допускается использование штор из поливинилхлоридной пленки.

Все учебные помещения должны иметь обязательное боковое, левостороннее естественное освещение с применением солнцезащитных устройств. Недопустимо направление светового потока справа, спереди и сзади учащихся. В учебных помещениях должна применяться система общего освещения с раздельным включением светильников по рядам (парт, столов) и местного освещения (подсвета) классной доски.

Коэффициент естественной освещенности (КЕО) для классных комнат, лабораторий, кабинетов, мастерских, а также других помещений для трудового обучения и занятий, связанных со зрительной работой, должен быть не менее 1,5% -2,5%.

Во избежание слепящего действия солнечных лучей и ярких бликов света на доске остекление не доводится до передней торцевой стены (со стороны доски) на 0,75 м, что особенно важно для детей с нарушением зрения.

Школьная мебель окрашивается в цвета натурального дерева или светло-зеленый цвет. Для окраски рабочих поверхностей парт и столов применять гамму цветов (от светло- до темно-зеленого или цвет натуральной древесины) с коэффициентом отражения от 0,11 до 0,45; для классной доски использовать темно-зеленый или темно-коричневый цвета с коэффициентом отражения 0,10-0,30.

Также необходимым требованием является использование отделочных материалов и красок, создающих матовую поверхность светлых тонов: потолок и верхнюю часть стены (выше 1,5 м от пола) - белой краской, панели (до 1,5 м от пола) - светло-зеленой, светло-желтой, бежевой, розовой с коэффициентом отражения не менее 0,60; пол - в светлые тона с коэффициентом отражения 0,25-0,30.

         Вследствие значительного снижения зрения слабовидящие испытывают большие трудности при пользовании массовыми экранными пособиями. Они воспринимают кино недостаточно полно и точно, а в некоторых случаях искаженно. Парты и столы обучающихся, страдающих светобоязнью, размещаются таким образом, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза обучающихся.

         Для детей со светобоязнью над учебными столами предусматривается раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения. В помещениях для детей с нарушениями зрения окраска дверей и дверных наличников, выступающих частей зданий, границ ступеней, мебели и оборудования должна контрастировать с окраской стен и иметь матовую поверхность.

Учебно-наглядные пособия должны подбираться таким образом, чтобы удовлетворять одновременно лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям, так как необходимо учитывать зрительные возможности детей: увеличение шрифта, изменение цветовой гаммы, соотнесение работы в разных плоскостях, сокращение объема и времени выполнения письменных работ.

Для учеников с низкой остротой зрения рекомендуется использовать тетради и прописи с широкой строкой и дополнительной разлиновкой. Между строками надо оставлять широкие промежутки. Не реко­мендуется писать на тонкой и/или глянцевой бумаге.

Оптимальное расстояние между глазами и объектами зрительной работы для детей младшего школьного возраста с миопией и глаукомой составляет 24 см, для старших школьников — от 30 до 35 см. При остро­те зрения 0,06—0,2 это расстояние сокращается до 17—25 см, при остро­те зрения 0,01—0,05 до 3—12 см.

Обеспечение доступности образовательной среды для слепых и слабовидящих обучающихся обеспечивается использованием учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих их особым образовательным потребностям.

В образовательном учреждении должно быть предусмотрено место для хранения брайлевских книг, тетрадей, индивидуальных тифлотехнических и оптических средств, дидактических материалов. Адаптация учебного материала происходит в соответствии с рекомендациями врача – офтальмолога в соответствии с его индивидуальными зрительными возможностями.

Должен быть обеспечен доступ справочной и наглядной информации, размещенной в образовательной организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слепыми обучающимися, что достигается за счет использования наряду с традиционными (изданными рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля) альтернативных форм предоставления учебных материалов (цифровая аудиозапись mp3, daisy, электронные форматы хранения текстов TXT, RTF, DOC, DOCX, HTML).

Для данной категории детей должны использоваться учебные пособия с более крупными буквами, материал должен быть четким, точным, ярким и красочным, без излишней детализации.

Предпочтительнее использовать черные изображения на белом или желтом фоне и наоборот. При миопии и косоглазии дети меньше обращают внимание на цвет, а больше на форму предмета. Для школьников с нарушением цветовосприятия необходимо строго продумывать цветовые сочетания при одновременном предъявлении. Приемлемо написание ручкой зеленого, черного и красного цвета.

При нистагме и косоглазии ребенку трудно переключать внимание с одного предмета на другой, с одной плоскости на другую, определять место начала написания и чтения. Рекомендуется использовать наглядные пособия с небольшим количеством элементов.

Для успешного освоения учебного материала предъявляются требования к учебным принадлежностям: учебники, которые созданы на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых (рельефно-точечным шрифтом, содержащие иллюстративно-графический материал),  (учебная литература по системе Брайля изготавливается в г.Москва «МипоРепро»; учебная литература для слабовидящих печатается в г. Москва ООО «Логосвос», а также издательством «Просвещение»), специальные тетради для письма по Брайлю, грифель, прибор родители (законные представителя) получают в краевом государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения», г Красноярск, улица Сады. 8. Все выдается на бесплатной основе в постоянное пользование на основании определенного перечня документов.

К техническими средствам обучения слабовидящего учащегося, ориентированных на его особые образовательные потребности, относятся различные виды оптической коррекции (электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители и др.); прибор «Ориентир»; приборы и оборудование для обучения  пространственному ориентированию и социально-бытовой ориентировки  (компасы, часы,  дозиметр и др.); технические средства реабилитационного назначения.

 

V.                   Рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС

 

Временной режим образования слабовидящих школьников (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.

                Обучение слабовидящих учащихся осуществляется только в первую смену. Продолжительность общеобразовательного урока в подготовительном классе и в первом полугодии 1 класса составляет 35 мин., в последующие годы обучения – 40 мин. (СанПиН № 242 от 2010г.). Продолжительность специально организованного урока/занятия с обучающимися слабовидящими школьниками различна и зависит от возраста и психофизического состояния детей.

В соответствии с СанПиНом в середине урока проводится физкультурная минутка.

Для профилактики зрительного утомления должна строго регламентироваться зрительная работа. Продолжительность непрерывной зрительной работы для слабовидящих в начальных классах школ не должна превышать 10-15 минут, а для некоторых детей со сложной глазной патологией должна быть менее 10 минут. Режим зрительной нагрузки должен обеспечивать стойкое сохранение зрительной работоспособности и  профилактику зрительного утомления.

Режим зрительной нагрузки предполагает:

·                чередование работы глаз с их отдыхом;

·                профилактика утомления мышечного аппарата спины и шеи;

·                целесообразное ограничение непрерывной зрит. работы;

·                создание комфортных для зрения внешних условий (рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира, чтения, трудовых операций под контролем зрения);

·                подбор объектов восприятия, которые бы обеспечивали: построение адекватных зрительных образов; удержание объекта в поле видения в заданный временной отрезок, что предусматривает учет размера, цветности, сложности формы, количества объектов, характер зашумленности фона и т.д.

·                достаточная освещенность рабочего места;

·                соблюдение допустимой длительности занятий, особенно на занятиях, на которых деятельность детей требует продолжительного зрительного сосредоточения.

При проведении коррекционных занятий нужно учитывать функциональную мобильность сетчатки: повышение ее цветочувствительности в дневные часы (с 13 до 15 часов) и светочувствительности — в утренние и вечерние часы. Данные рекомендации должны учитываться педагогом при составлении сетки занятий, распределении программного материала, планировании и написании конспектов. У слабовидящих школьников младших классов самая высокая работоспособность наблюдается на втором уроке, у старшеклассников – на втором и третьем уроках. Работоспособность меняется в течение недели. Самая высокая работоспособность наблюдается по вторникам, а начиная с четверга, она снижается и достигает минимума в субботу.

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения  также регламентируется гигиеническими нормами. Так, в зависимости от возраста и характера нарушения зрения реко­мендуемая длительность просмотра составляет от 7 до 30 минут (1— 2 классы: 7—10 минут, 3—4 классы: 10—15 минут, 5—11 классы: 15— 30 минут).

Непрерывный период зрительной нагрузки при письме, чтении и работе с мелкими предметами не должен превышать 5 минут,  зрительная гимнастика не менее 2 раз за занятие, устное изложение материала необходимо сочетать с наглядными и практическими занятиями, подачу учебного материала осуществлять небольшими, логическими законченными дозами.

В связи с тем что темп работы детей с нарушениями зрения замедлен, им следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые зрительные нарушения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка.

Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.

Педагог должен говорить медленнее, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание.

Для правильного подбора иллюстративно-графических пособий педагогу важно также иметь представление о пороговых величинах  зрительной чувствительности детей с нарушением зрения. Предельно минимальные размеры объектов различения зависят от остроты центрального зрения и составляют (В.П. Жохов и др.):

при остроте зрения 0,01-0,03 — 15 мм, при остроте зрения 0,04-0,08 — 5 мм, при остроте зрения 0,09-0,2 — 3 мм. Размер дидактического изображения не более 27 см. (две ладони), размер шрифта 7,5 мм.

Учитывая необходимость постоянного выполнения офтальмо-гигиенических требований, учителю рекомендуется (по Л.П.Григорьян):

- знать офтальмологическую характеристику каждого ребенка;

-знать рекомендации, данные детям по лечению (в том числе по ношению очков) и следить за их исполнением;

-при возникновении подозрения на ухудшение зрения у ученика направлять его к школьному офтальмологу;

-следить за правильной позой детей при обучении чтению и письму;

-знать детей, имеющих ограничения по занятиям физкультурой и трудовому обучению, и следить за их соблюдением;

-заботиться о профилактике зрительного утомления на уроках;

-проводить на уроках физкультпаузы по методике, согласованной с врачом-офтальмологом и учителем физкультуры.

Во время урока педагогу необходимо следить за позой учащихся. Неправильная осанка создает неблагоприятные условия для функционирования многих органов и систем. Учителю необходимо четко соблюдать показания и противопоказания к занятиям спортом. При близорукости высокой степени и особенно с осложнением на глазном дне, глаукоме, подвывихе хрусталика и др. противопоказаны все виды спорта, связанные с резким перемещением тела и возможностью его сотрясения, поднятием тяжестей, большим физическим напряжением. При решении вопроса о возможности занятий слабовидящих школьников в отдельных спортивных секциях необходима консультация врача-офтальмолога.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации АООП включает наличие информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней и внешней сети и направлено на создание доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Создание специальных кабинетов для отдыха /релаксации и коррекционно-развивающих занятий.

Необходимо создать не менее четырех специальных кабинетов:

- комнату релаксации специальное место для отдыха, в которой ребенок может расслабиться и получить возможность «отключиться» от многолюдной среды, а также снизить слуховую и зрительную нагрузку;

- кабинет, оснащенный оборудованием и дидактическим материалом для занятий психолога;

- кабинет, оснащенный оборудованием и дидактическим материалом для занятий логопеда;

- кабинет, оснащенный оборудованием и дидактическим материалом для занятий дефектолога.

Таким образом, организация должна быть оснащена:

·          учебными помещениями (классами, специальными кабинетами), площадь, освещенность, расположение, размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий, активной деятельности, сна (в случае интернатного проживания обучающихся) и отдыха которых должны обеспечивать возможность успешной реализации слепыми обучающимися урочной и внеурочной деятельности;

·          спортивными сооружениями (залами, стадионами, спортивными площадками), оснащенными игровым, спортивным оборудованием и инвентарем, соответствующим особым образовательным потребностям слепых обучающихся;

·          помещениями медицинского назначения (в том числе кабинет офтальмолога, ортоптический кабинет) (Приложение 1, Таблица 1.).

 

VI.                 Особенности реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС

 

Образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части,  формируемой участниками образовательного процесса. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы, состоящей из учебного плана общеобразовательной организации, включающего обязательную часть и часть, формируемую участниками отношений, а также из часов, необходимых для проведения реабилитационно-коррекционных мероприятий, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки обучающихся с ОВЗ.

Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не должен превышать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ.

Вариант программы обучения определяет психолого-медико-педагогическая комиссия.

Вариант 1. предполагает, что слепой и слабовидящий учащийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможности здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы).

Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.

Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося по Варианту 1. определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.

Коррекционно-развивающая работа направлена на:

осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи слепым и слабовидящим обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей;

минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности слепых обучающихся на освоение ими АООП НОО;

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Вариант 2 предполагает, что слепой обучающийся получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 - 5 классы).

Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей такие же, как в Варианте 1.

Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Ритмика"; "Адаптивная физическая культура (АФК)"; "Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия";

"Социально-бытовая ориентировка"; "Пространственная ориентировка"; "Развитие осязания и мелкой моторики"; "Развитие коммуникативной деятельности".

Курсы коррекционно-развивающей области проводятся в форме фронтальных занятий, которые могут быть дополнены индивидуальными.    

     Коррекционный курс "Ритмика".

Основные задачи реализации содержания: Развитие чувства ритма, связи движений с музыкой. Преодоление трудностей развития движений. Формирование ритмичности и пластичности движений, умений управлять темпом движений. Развитие выразительности движений и самовыражения. Развитие двигательной активности, координации движений для уверенного владения своим телом. Знание специальных ритмических упражнений и умение их выполнять. Повышение потребности в выполнении движений под музыку. Развитие ориентировочной, регулирующей и контролирующей роли остаточного зрения при выполнении различных видов ритмических упражнений.

Занятия проводятся с учетом имеющихся противопоказаний и рекомендаций врача-офтальмолога.

Коррекционный курс "Адаптивная физическая культура (АФК)".

Основные задачи реализации содержания: Преодоление отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. Повышение функциональных возможностей организма. Укрепление и охрана здоровья, в том числе охрана остаточного зрения. Обогащение двигательных умений. Развитие жизненно необходимых двигательных навыков. Развитие основных физических качеств. Преодоление скованности, физической пассивности. Исправление неправильной осанки, походки. Коррекция навязчивых стереотипных движений. Преодоление неуверенности при передвижении в пространстве, совершенствование навыков пространственной ориентировки. Развитие мышечного чувства. Развитие компенсаторных возможностей средствами физической культуры.

Занятия проводятся с учетом имеющихся противопоказаний и рекомендаций врача-офтальмолога.

Коррекционный курс "Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия".

Основные задачи реализации содержания: Развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, повышение умений и навыков чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира, ориентировки в нем с использованием остаточного зрения. Развитие умения использовать остаточное зрение в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни с опорой на сохранные анализаторы. Повышение функциональных возможностей остаточного зрения, зрительной работоспособности. Формирование навыков рационального использования остаточного зрения. Формирование умений и навыков охраны остаточного зрения.

Коррекционный курс "Социально-бытовая ориентировка".

Основные задачи реализации содержания: Формирование первоначальных и адекватных представлений о бытовой и социальной сфере окружающей действительности. Формирование знаний о личной гигиене, здоровом питании, способах ухода за одеждой и обувью, приемах, позволяющих поддерживать чистоту в жилых и учебных помещениях, культуре поведения в различных социально-бытовых ситуациях. Развитие социально-бытовых умений и навыков, необходимых для полноценной самостоятельной жизни.

Коррекционный курс "Пространственная ориентировка".

Основные задачи реализации содержания: Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством, ориентировки в нем. Формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Развитие умения использовать сохранные анализаторы при ориентировке. Формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах. Формирование навыков пользования тростью, специальными приборами, облегчающими ориентировку. Формирование навыка совместной ориентировки с видящими обучающими и взрослыми.

Коррекционный курс "Развитие осязания и мелкой моторики".

Основные задачи реализации содержания: Развитие мелких точных координированных движений рук и пальцев для совершенствования обследовательских действий. Развитие умения использовать мышечно-суставное чувство в учебно-познавательной деятельности (в том числе для овладения шрифтом Л. Брайля) и в повседневной жизни. Развитие осязательных навыков, овладение различными способами осязательного обследования и формирование культуры осязательного обследования. Развитие кожной чувствительности.

Коррекционный курс "Развитие коммуникативной деятельности".

Основные задачи реализации содержания: Развитие навыков коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащение представлений о себе и своих возможностях; формирование образов окружающих людей; формирование и развитие вербальных и невербальных средств общения и расширение социального опыта.

 

Учебный план (слепые. слабовидящие)   

 

 

№ п.п.

Предметные области

Учебные предметы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

 

 

класс

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант2

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 2

 

I

Филология

Русский язык

4/5 ч

4/5 ч

4

4

4

 
 

Литературное чтение

4

4

4

3/4 ч

3

 

Иностранный язык (Английский  язык)

0

2/0 ч

2

2

2

 
 

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

4

 

 

 

Обществознание и естествознание (окружающий мир)

Окружающий мир                          (человек, природа, общество)

2

2

2/1 ч

2/1 ч

1

 

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики

0

0

0

1/0 ч

1

 

Искусство

Музыка

1

1

1

1

1

 

Изобразительное искусство.  Тифлографика (слепые)                  Изобразительное искусство (слабовидящие)

1

1

1

1

1

 

Технология

Технология(труд)

1

1

1

1

1

 
 

Физическая культура

Физическая культра

3

3

3

3

3

 

 

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Русский язык

1/0

1/2 ч

1/2 ч

1/2 ч

2

 

 

Итого

 

21

23

23

23

23

 

 *

Внеурочная деятельность

 

 

10

 

10

 

10

 

10

10

 

 

Коррекционно-развивающая область

 

 

5

 

5

 

5

 

5

5

 

 

Ритмика

 

 

0,5

 

0,5

 

0, 5

 

0,5

0,5

 

Адаптивная физическая культура

 

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

0,5

 

Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия (слепые)                                  Развитие зрительного восприятия (слабовидящие)

 

 

слепые - 0,5     слабов - 1

 

слепые - 0,5     слабовид - 1

 

слепые - 0,5     слабовид - 1

 

слепые - 0,5     слабовид - 1

слепые - 0,5     слабовид - 1

 

Пространственная ориентировка

 

 

1

 

1

 

1

 

1

1

 

Развитие коммуникативной деятельности

 

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

0,5

 

Социально-бытовая ориентировка

 

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

0,5

 

Индивидуальные коррекционные занятия

 

 

1

 

1

 

1

 

1

1

 

Развитие осязания и мелкой моторики

 

 

слепые -0,5

 

слепые -0,5

 

слепые -0,5

 

слепые -0,5

слепые -0,5

 

 

Другие направления внеурочной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Спортивно-оздоровительное

 

1

1

1

1

1

 

Духовно-нравственное

 

1

1

1

1

1

 

Социальное

 

1

1

1

1

1

 

Общекультурное

 

1

1

1

1

1

 

Общеинтеллекуальное

 

1

1

1

1

1

 

 

 

Итого

21

31

23

33

23

33

23

33

33

 

*Внеурочная деятельность осуществляется за счет кадрового ресурса образовательной организации.

VII. Модель выпускника с нарушением зрения.

 

Модель выпускника - совокупность качеств и умений, сформированных в результате реализации образовательной программы школы. Описание модели выпускника дает ясное представление о том, к какому результату следует стремиться педагогическому коллективу.

Основным проектируемым результатом школьного образования является формирование всесторонне образованной, социально зрелой, саморазвивающейся личности, которой присущи:

- способность к самореализации, умение видеть проблемы и готовность творчески их решать;

- потребность к познанию окружающего мира и к самопознанию, что является высшей формой социализации;

- сформированность современной картины мира, усвоенность базовых понятий, теорий, концепций, принципов и законов;

- общая культура, широкий кругозор, нравственная устойчивость;

- патриотизм;

- системность познания сложных явлений и процессов в природе, обществе, культуре, экономике;

- потребность в самообразовании и самосовершенствовании;

- владение умениями и навыками самообразования и самовоспитания;

- физическая выносливость и здоровье, достаточные для преодоления больших умственных и нервных нагрузок в условиях конкуренции на рынке труда;

- профессиональная ориентированность, осознанность выбора для последующего освоения образовательных программ профессионального образования;

- готовность к жизненному самоопределению;

- уважение к труду;

 

- сформированность базовых ценностей культурного, цивилизованного человека, отражающим отношение к себе, окружающим, способам жизнедеятельности и самоутверждения.